Покупка запчастей и расходников для ремонта/обслуживания автомобилей становится всё большей проблемой, причём дело не только в деньгах. Всё, действительно, продолжает дорожать, однако даже если заплатить большие деньги, проблему это не решит. По каналам «параллельного импорта» в РФ завозится откровенный контрафакт, причём по ряду марок и моделей его доля по «оригинальным» запчастям достигает 100%.
«Автомобилисты, в отличие от профессионалов, как правило, не могут отличить подделку от качественных запчастей. И если уже 23% профессионалов столкнулись с контрафактными запчастями, то доля владельцев машин, которые купили подделки, может быть в разы больше», — говорит гендиректор агентства Gruzdev Analyze Александр Груздев.
Цифра странная, так как является некой «средней температурой по больнице», эти 23% — ни о чём. Быть может, так оно и есть, но потребителю интересны подробности.
Пока лучше всего ситуация по корейцам, например, по Kia-Hyundai контрафакта очень мало. Наверное, потому, что цены на «оригинал» по сравнению с «японцами» довольно доступные. Кстати, многие запчасти можно устанавливать на авто из Страны восходящего солнца. В своё время Южная Корея активно покупала у Японии лицензии на различные узлы и агрегаты, поэтому и появилась такая унификация. Например, дизельный двигатель 4D56 делали и на Mitsubishi, и на Hyundai, многие запчасти взаимозаменяемы. И это — всего лишь один пример.
Напротив, складывается впечатление, что по Mitsubishi контрафакта нынче все 100%, равно как и по Nissan. Причём подделки далеко не всегда плохие, например, в ряде «ниссановских» коробочек с крестовинами карданного вала иногда лежат изделия от Koyo. Это качественный товар, другое дело, что вы переплатили за него в несколько раз. Но чаще всего внутри окажется некий одноразовый «ноунейм». По Toyota, как несложно догадаться, ситуация с «оригиналом» аналогичная.
По европейским маркам всё то же самое. Иногда вообще доходит до абсурда, в попытке всучить покупателям «левак» торговцы прокалываются. Например, тормозные колодки Mercedes-Benz A0064204620 стоят около 4500 рублей, тогда как аналог от АТЕ (тормозной бренд концерна Continental) за номером 13−0460−2779−2 — именно он чаще всего лежит в настоящих коробочках со «штерном» — 5700 рублей. Хотя всё должно быть наоборот и с другим коэффициентом за «божественный оригинал». В смысле он всегда был в полтора-два раза дороже, чем АТЕ.
По «американцам» всё иначе — контрафакта нет, совсем нет. В общем-то, совсем ничего нет. Многие владельцы машин родом из США уже готовы покупать откровенные подделки, но даже таковые отсутствуют. Никто не видел «левака» по типу GM, Ford Chrysler или их дочерних фирм-производителей деталей — ACDelco, Motorcraft и Mopar. Просто в РФ всё это не везут, хотя подобный контрафакт в мире существует, и самим американцам с ним приходится бороться.
Аналоги по многим позициям можно найти на Aliexpress, однако это непросто — поисковая система сайта оставляет желать лучшего. И тут на помощь приходят американские форумы, янки тоже активно закупаются в КНР, по соотношению цена-качество это порой выгодно.
Проблемы с «американцами» затрагивают очень небольшое число водителей. Поэтому поговорим про более приземлённые вещи. А именно как не проколоться с ремонтом распространённых авто.
«Основные расходные материалы, такие как фильтры и колодки, подделывают редко, потому что их производит множество фирм и продаёт по невысоким ценам. Более сложные запчасти, которые существуют только в виде оригинальной продукции с маркой самого автопроизводителя, подделывали и раньше, но сейчас этот некачественный контрафакт более активно завозят в Россию. Что самое плохое, поддельные запчасти для двигателей имеют невероятно низкое качество», — считает член правления «Союза автосервисов» Илья Плисов.
Увы, не всё так просто. Наш народ брендозависим и не очень грамотен, а официальные дилеры (ОД) приучили людей к «оригиналу». Кроме которого света в окошке как бы нет. То есть этого «множества фирм» для среднестатистического водителя просто нет, а в магазине он будет упорно требовать «родные» запчасти и расходники. Он так привык. Пора отвыкать, иначе можно остаться без машины — покупка «оригинала» нынче едва ли самый верный способ её угробить. Даже с «корейцами» лучше не рисковать, так как ситуация на рынке запчастей порой меняется молниеносно.
«Это не „родные“ свечи Mitsubishi MS851358, а какая-то подделка, не берите. NGK за 150 рублей штучка тоже не советуем, сами понимаете почему. Возьмите Denso, ценник вменяемый, хотя не копеечный, зато никто ещё не жаловался», — советуют в подмосковном магазинчике.
Подобное отношение может быть лишь, условно говоря, в деревне, ждать подобного от продавцов в большом городе не стоит.
По каждой марке и модели есть форумы, имеется и универсальный, большой — Drive2. Там автолюбители обмениваются опытом, прежде всего, в плане ремонта и эксплуатации своих железных коней. Придётся вникать, изучать. Иначе просто никак, мастера с СТО вас тоже не спасут, им, по большей части, на всё наплевать.
Масляные фильтры — MANN, Blue Print, Knecht, Fram
Тормозные диски — АТЕ, TRW, Nibk, Patron, Blue Print, Febi.
Тормозные колодки — АТЕ, TRW, Nibk.
Приводные ремни и ремни ГРМ — Contitech, Gates, Mitsuboshi, Dayco.
Ремкомплекты тормозных механизмов — Frenkit, Autofren, Seiken
Подшипники — Koyo, SNR, NTN.
Салонный фильтр — MANN, Blue Print, «Невский фильтр».
Всё это, в основном, действительно, чаще всего не подделывают — нет смысла. Хотя есть и те бренды, до кого жулики добрались. К примеру, предельно осторожно нужно относиться к продукции Bosch, Brembo, NGK и не только.
Есть в каждом сообществе и «чёрный список» торговых марок, в основном там превдонемецкие и псевдояпонсике бренды. На всех форумах эти производители повторяются, и сделать себе списочек тех фирм, чью продукцию нельзя брать, несложно. Примеры приводить не будем — чтобы никто не обиделся.
В итоге, надёргав с форумов самых популярных в народе запчастей/расходников, стоит создать табличку. И уже с ней заказывать детальки. Нет одного — берём другое, и так далее. В итоге вы становитесь независимы от торговцев, большинство из которых не блещут честностью. Не умеете сами? Помогут друзья-товарищи-родственники.
Где покупать? В общем-то, уже всё равно, централизованных поставок давно нет. Поэтому там, где дешевле. Есть агрегаторы вроде zzap, есть маркетплейсы, есть, наконец, большие автомагазины. В последних то же самое, только намного дороже. И тоже без каких-либо гарантий подлинности. Полагаться на честное слово продавца не стоит, ориентироваться придётся на «народный рейтинг» той или иной детали на профильных форумах. ОД с заведомо качественными запчастями в РФ больше нет, совсем. Только по китайским маркам авто, да и то на складах у этих компаний беда.
Российских производителей автокомплектующих, по сути, нет — их всех извели. Когда появятся новые и появятся ли — непонятно.
«Ключевая задача — это создание своих компонентов. Потому что отрасль автокомпонентов у нас практически совсем утрачена. Поэтому надо её воссоздавать. Минпромторг работает над этим, очень активно, производители активно работают. Уверен, что они добьются результата», — признался президент РФ Владимир Путин.
А пока Минпромторг строчит очередные отписки, народ потихоньку действует самостоятельно. Например, развивается рынок восстановленных запчастей, в той же Америке это — огромная индустрия. Если зайти на Rockauto — крупнейший в США онлайн-магазин по автозапчастям — то там продаётся масса деталей с пометкой «Remanufactured». Это когда у тормозного суппорта (турбины, ТНВД, АКПП и т. д.) старым остаётся только корпус, а вся начинка новая. Товар и выглядит как новый — отчищен, покрашен. Там данная отрасль поддерживается государством, так как с точки зрения той же экологии делается благое дело — не нужно выпускать новые детали, можно починить старые. А у нас мастера работают на свой страх и риск.