фото: tarantas.news
Эксперты рассказали об актуальном положении дел на рынке автокомпонентов в РФ
После выхода европейских партнёров из альянса с «АвтоВАЗом» у последнего возникли проблемы с комплектующими для своих малолитражек. Отсюда те накопившиеся на заводских площадках недоукомплектованные автомобили, о которых так много писалось в конце прошлого года. Насколько ситуация серьёзная, на недавнем форуме автобизнеса «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы» рассказал Дмитрий Костромин, вице-президент по продажам и маркетингу АО «АвтоВАЗ».
«Если брать европейцев, то сегодня по запчастям произошла практически полная их замена, и в большей степени на восточных партнеров, — заявил представитель ведущего российского автоконцерна. — Что-то локализовывать в России очень тяжело, так как российский бизнес-план, как правило, закладывает 100-процентную прибыль и желательно за 3 года. При таком раскладе запустить ни одну бизнес-идею просто нереально».
По словам Дмитрия Костромина, изготовить в России деталь дешевле, чем в Китае, не получится, как не старайся: «Их производственные объёмы несоизмеримы с потребностями нашего рынка. Поэтому на уровне российского Минпромторга была создана рабочая группа, которая призвала под свои знамёна экспертов из разных отраслей производства, включая ВПК, объединиться и посмотреть, что можно сделать по автокомплектующим».
«Сегодня в стране начался перезапуск производств, специализирующихся на выпуске автодеталей, из числа тех, кто сумел выжить, — отметил топ-менеджер „АвтоВАЗа“. — В планах — возобновление и модернизация заводов, производящих свечи зажигания, автомобильные кресла, а также более сложные компоненты, включая электронику. Этот процесс, повторюсь, запущен, и он обязательно будет продолжаться».
Эксперт уточнил, что с 2026 года в России будут массово производиться аккумуляторные батареи — специализированный завод заложен 2 года назад. Он должен придать рынку динамику в области первых локализованных электромобилей, а в его запуске заинтересован, в частности, «АвтоВАЗ», который уже в этом году обязался показать серийный e-Largus. По утверждению Дмитрия Костромина, электрический «Ларгус» станет самым локализованным автомобилем в модельной линейке Lada.
«Прежде всего, необходимо определить приоритетность запуска новых производственных площадок автокомплектующих, — уточнил представитель автоконцерна. — И тут надо работать сообща с бизнесом. Производство — тяжёлая работа, и той же компании AGR, собравшейся войти в производственный сектор, будет непросто».
А что, в принципе, с запчастями на рынке?
Вопрос, как говорится, интересный, и на него в рамках того же форума попытался ответить Илья Плисов, исполнительный директор сети Euro Auto: «В 2023 году СМИ активно писали, что, дескать, запчасти сильно подорожали, выросли цены на авторемонт, все уходят с рынка и прочий кошмар. При этом журналисты, в том числе авторитетных федеральных изданий, требовали подтверждения у экспертов. Давайте посмотрим, что же на самом деле произошло с автозапчастями».
Эксперты компании изучили изменение цен на запчасти, что называется, артикул к артикулу в начале 2023-го и в декабре того же года. В трансмиссионной группе товаров особо значимых изменений зафиксировано не было. Так, например, ШРУСы и пыльники ШРУСа за год подешевели на 1%, подшипники ступицы сбавили в цене 3%. «По количеству позиций потери, если так можно выразиться, не произошло — в декабре мы увидели практически те значения, что и в начале года, — отметил Илья Плисов. — Причём, известные и уважаемые бренды, вроде как ушли из России, но по факту они всё ещё «в рынке».
В категории «Подвеска и рулевое управление» картина чуть иная — суммарно +10%: стойки стабилизаторов и рычаги передней подвески подорожали за год на 6% и 8% соответственно. Рычаги задней подвески и рулевые рейки добавили в цене 11% и 12%. Аналогичный рост продемонстрировали амортизаторы, тормозные цилиндры и тормозные шланги. Тормозные диски стали дороже на 6%, тормозные дисковые колодки — на 2%.
«Каждый из брендов двигался в минувшем году кто ниже, кто выше. Актуальная таблица заполнена новыми названиями, которые 4–5 лет назад считались нишевыми и присутствовали в каком-то определённом городе/сервисе, — заметил Илья Плисов. — В целом, если клиент желал в 2023 году получить товар не дороже того, к чему привык в 2022-м, такая возможность у него была, и сам этот факт не может не радовать».