фото: © A. Krivonosov
Эксперты рассказали, как долго продлится экспансия китайских автокомпаний на рынок России
В отчете Комитета автопроизводителей АЕБ за первое полугодие 2023-го четко прослеживается экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок — в первой десятке самых успешных марок шесть – родом из Поднебесной. Как долго продлится интерес китайских автокомпаний к отечественному авторынку, портал «Тарантас Ньюс» поинтересовался у аналитиков.
«Рынок далек от насыщения, и когда это произойдет, сказать точно не могу, — отметил в беседе с нашим корреспондентом Игорь Моржаретто, член общественного совета Федерального дорожного агентства („Росавтодор“) Минтранса РФ, шеф-редактор радио „Автодор“. — Пока мы видим, что количество китайских марок и дилеров, официально представленных в РФ, растет. На сегодняшний день вместе с суббрендами их 29, и все вместе они продают порядка 100 моделей, занимая при этом 49% российского рынка».
По мнению эксперта, число китайских дилеров, безусловно, не может расти бесконечно, но реалии рынка таковы, что торговать все равно кому-то надо, а китайские компании реально поставляют в Россию новые автомобили, снабжают запчастями и сервисом. «На сегодня им альтернативы нет — хорошо это или плохо, вопрос сложный. В этой реальности нам придется жить долгие годы, а, может, и десятилетия», — заявил Игорь Моржаретто.
С ним согласен независимый автоэксперт Евгений Казимирчук: «На вопрос, как долго, ответ один — все будет зависеть от глобальной ситуации. Пока в отношении нашей страны действуют санкции и отсутствуют официальные европейские потоки, для „китайцев“ все будет открыто. Поэтому в обозримой перспективе можно ожидать появления новых автомобильных марок из КНР. Для нас откровением является стратегия внедрения китайских суббрендов. Посмотрим, насколько успешны такого рода проекты».
Евгений Казимирчук говорит, что именитые китайские бренды сегодня находятся на этапе возвращения тех объемов продаж, которые были в успешные годы. Он приводит в пример марку Geely: в 2013 году она реализовала в России более 27 тыс. автомобилей (от себя вспомним Chery — около 20 тыс. новых машин в том же 2013-м). По итогам первого полугодия 2023-го Geely сумела продать в нашей стране около 26 тыс. автомобилей. Результаты Chery и Haval и того сильнее: 46 970 и 39 852 ед. соответственно.
«Следует учитывать тот фактор, что сегодня совсем другая конъюнктура рынка, — продолжает Евгений Казимирчук. — Европейские марки, как правило, едут параллельным импортом и стоят запредельно дорого, спрос соответственный. Китайские же автомобили сделали сильный шаг вперед по качеству и дизайну и вплотную приблизились к „европейцам“. Среднестатистический клиент вряд ли найдет разницу между китайским автомобилем и хорошим европейским в плане оформления интерьера, не говоря уже о дизайне кузове».
Игорь Моржаретто акцентирует внимание на том, что китайские производители предъявляют разные требования к своим российским партнерам: одни более строгие, другие, наоборот, лояльные. Одни легко соглашаются с тем, чтобы их автомобили делили шоу-рум с каким-то другим брендом, другие выставляют жесткие требования иметь обособленный автоцентр.
«Надо понимать, что наш рынок не очень большой, — отмечает Игорь Моржаретто. — И непонятно, как он будет развиваться, сколько будет продаваться. Сейчас все хорошо, а что будет через пару лет, не скажет никто. Слухи ходят разные. В частности, о том, что некие китайские компании пришли на наш рынок, но откровенно осторожничают, то есть в любой момент могут покинуть Россию. Боятся вторичных санкций со стороны так называемых недружественных стран».
Евгений Казимирчук, в свою очередь, высказывает опасение, что пока не все россияне четко понимают про надежность китайских автомобилей. На данный момент нет массовых прецедентов эксплуатации таких машин в течение 5–7 лет, говорит эксперт. При этом он указывает, что дилерские сети компаний из КНР представлены почти во всех городах России: «Автомобили покрываются гарантией и фирменным сервисом. Это внушает людям доверие как минимум на гарантийный период».