фото: tarantas.news
Эксперты рассказали, как изменится параллельный импорт в 2024 году
Опасения автоэкспертного сообщества относительно судьбы параллельного импорта в России оказались преждевременными. Накануне появилась информация о том, что льготный режим ввоза автомобилей через параллельный импорт, скорее всего, будет продлён до конца 2027 года и коснётся марок, официально прекративших работу в нашей стране. Независимый автоэксперт Артём Самородов дал свой прогноз относительно рынка на текущий год.
«Несмотря на то, что словосочетание „параллельный импорт“, скажем так, уже устоявшееся, далеко не все правильно понимают, о чём идёт речь. Это, прежде всего, история о ввозе в Россию автомобилей на юридических лиц по одобрению единичных транспортных средств. И именно в этом вопросе сегодня есть нюансы», — заявил аналитик.
Как калитка превратилась в ворота
По его словам, 2023-й оказался богатым на всякого рода изменения в правилах ввоза транспортных средств. Это, напомним, летние повышение утилизационного сбора (1 августа) и запрет Японии на отгрузку россиянам автомобилей с объёмом двигателя 1,9 литра и выше (9 августа); выпавшее на октябрь введение запрета на выдачу упрощённой системы сертификации на автомобили с ДВС, а также декабрьский «релиз» Росстандарта, которым Федеральное агентство попыталось разъяснить, что понимается под ввозом автомобилей для личного пользования.
Отголоски всего этого мы почувствуем в наступившем году, считает эксперт: «Когда государство запускало параллельный импорт, было разрешено физическим лицам возить автомобили для себя. Ожидали, что просто приоткроют калитку, чтобы люди не остались без машин. Но рынок отыграл по-другому и получилось, что открыли не калитку, а ворота, из которых хлынул поток автомобилей. Его быстро подхватили бизнесмены, сумевшие на этом неплохо зарабатывать».
Если бы параллельный импорт решили закрыть, то пришлось бы вернуться к первоначальной системе. Тогда по мнению Артёма Самородова, импорт китайских машин в 2024-м претерпел бы некоторые изменения — люди стали бы возить автомобили исключительно под заказ, как это было в памятные всем нам времена. Больших объёмов при этом ожидать бы не следовало.
Чей оверсток больше?
Прогнозы, сделанные рядом аналитиков на текущий год, впечатляют — до 1,8 млн автомобилей. «Как в этот объём может уложиться параллельный импорт, ума не приложу, — заявил эксперт. — Вроде бы, мы имели всплеск продаж в декабре 2023-го (130 000 реализованных машин). Только вот официальные дилеры заявили, что никакого всплеска не было. Получается, что рост продаж был за счёт автомобилей, которые продавались физическими лицами. Так что ли»?
Отчасти так, заметил Олег Мосеев, руководитель проекта «Автомаркетолог»: «В прошлом году из общего объёма реализованных в России автомобилей марки Geely на машины из числа ввезённых не официальным способом, пришлось порядка 10 000 ед. Много, например, привезли „серых“ Monjaro. И вообще, в конце минувшего года оверсток машин, ввезённых по параллельному импорту, оказался больше, чем оверсток официально ввезённых транспортных средств».
В дело активно вступают «официалы»
По мнению Артёма Самородова, в 2024 году объёмы продаж по линии параллельного импорта снизятся. При этом свою долю начнут активно забирать официальные поставщики. «Больше начнут ввозить премиальных моделей, прежде всего, из числа тех, что «официалы» не успевают импортировать, — заметил эксперт. — Будет как в старые времена: вышла, например, на мировом рынке та или иная новинка — пока официальный дилер сподобится, она уже появляется в шоу-руме «неофициала».
Артём Самородов прогнозирует, что перво-наперво в списке таких премиальных новинок будут фигурировать «китайцы» — те же Lixiang, Avatr, BYD: «Да много чего будет завозиться из списка недоступного официальным дилерам. У людей есть запрос на подобного рода машины. И „европейцев“ потихоньку будут привозить, так как интерес к BMW, Mercedes-Benz и Audi в стране сохраняется. Другой момент, что их количество заметно снизится».