фото: tarantas.news
Механики объяснили, почему нельзя ставить машину на «паркинг» без ручника
Автоматическая коробка передач имеет свои особенности, без выполнения которых срок службы трансмиссии резко снижается. Такая простая процедура, как установка автомобиля на «паркинг», требует соблюдения некоторой последовательности действий. Как же правильно устанавливать АКПП в режим «P»? На этот вопрос ответили эксперты сайта aif.ru.
Устройство механизма фиксатора парковки
Автоматическая коробка передач в современных машинах не имеет механического привода с кулисой переключения режимов. Связь выполняется в цифровом формате по проводам через электронный блок. При переводе рукоятки в режим D «автомат» получает электронный сигнал, и гидравлические механизмы, клапаны гидроблока и фрикционы переводят планетарные шестерни в нужное зацепление.
Аналогичным способом автоматическая трансмиссия меняет режимы «R», «N» и прочие. Если же водитель допустил ошибку и, к примеру, вместо «N» попал рычагом в положение заднего хода «R», то автоматика не позволит включиться передаче и поможет избежать повреждения узла. В этом случае электронный блок проигнорирует команду и оставит АКПП на нейтрали.
Однако при переводе «автомата» в положение паркинг («P») задействуется другой механизм. Парковочный режим имеет прямую механическую связь с автоматической коробкой через металлический тросик. Привод перемещает специальный кронштейн с коромыслом, на конце которого имеется фиксатор. Этот механизм расположен на валу коробки, где имеет колесо с прорезями, похожее на шестерню. При попадании фиксатора в паз, происходит жесткое его зацепление.
Если водитель передвинет рукоятку управления коробкой на «паркинг», то фиксатор намертво схватывает вал. При этом электроника не вступает в действие и только от самого водителя зависит, насколько жестким будет это включение. К примеру, если водитель по ошибке включит режим «P» во время движения, то автоматика не сможет предотвратить переход коробки в этот режим.
В этом случае фиксатор накинется на зубья и водитель услышит громкий скрежет. Это коромысло перескакивает по зубьям и хрустит, теряя часть металла. В коробке остается мелкая стружка, которая представляет опасность для трущихся механизмов. В худшем случае зуб фиксатора может обломиться и остаться внутри трансмиссии.
Парковка на склоне
Примерно такая же ситуация, но в меньшем масштабе, происходит и при ежедневной парковке на склоне. Нередко водители торопятся и включают режим «P» еще до остановки автомобиля. Тогда ощущается небольшой удар, которому обычно не придают значения. Однако несколько таких ударов ежедневно в течение нескольких лет приводят к усталостным разрушениям металла. И после 10−15 лет эксплуатации, когда усталостные деформации достигают критической величины, зуб фиксатора может отвалиться даже при небольшом толчке.
Кроме того, водители часто при установке машины на «паркинг» на уклоне забывают затянуть ручник. В этом случае вес стоящей под уклоном машины напирает на зубья вала и вызывает в них внутренние напряжения, которые действуют в течение многих часов стоянки. Особенно опасно, когда машина висит на зубьях неделями или месяцами, если водитель пользуется подобным неудачным местом. Для новой машины это не страшно, а вот для автомобилей с относительно большими пробегами подобные испытания не всегда заканчиваются хорошо. Фиксатор ломается в самый неожиданный момент, и тогда автоматическая трансмиссия требует серьезного и дорогого ремонта.
Как же правильно парковать машину?
Во время постановки автоматической коробки в положение «паркинг» важно убрать избыточную нагрузку с фиксатора и зубьев вала коробки. Для этого перед включением режима «P» необходимо затягивать ручной тормоз. Алгоритм выглядит следующим образом. Сначала водитель останавливает машину и, не отпуская педали тормоза, дергает ручник на себя.
В этом случае автомобиль распределяет нагрузку на тормозные механизмы и диски. Затем, когда транспортное средство надежно зафиксировано, можно отпускать педаль тормоза и устанавливать селектор автомата в положение «P».