фото: © A. Krivonosov
Эксперты объяснили, нужно ли менять масло в АКПП, если автомобиль мало ездит
Тема замены масла в автоматической коробке передач регулярно вызывает дискуссии. Редакция сайта Тарантас Ньюс решила развеять мифы. Для этого мы пообщались со специалистами СТО и выяснили, нужно ли менять масло в АКПП и стоит ли ее обслуживать, если автомобиль редко эксплуатируется. Под АКПП мы понимаем, как классические «автоматы», так и вариаторы.
Стоит ли вообще менять масло в АКПП
Многие автопроизводители утверждают, что масло не нужно менять, так как оно рассчитано на весь период эксплуатации автоматической коробки передач. Однако это не так, и в понимании этого требования есть заблуждение.
Европейские автоконцерны не лукавят, когда утверждают, что лубрикант вечен. Дело в том, что они устанавливают средний эксплуатационный возраст для машины около 5 лет, что эквивалентно пробегу 100–120 тысяч км. В этом случае необходимость замены трансмиссионного масла действительно не такая высокая, его ресурса достаточно, чтобы проехать это расстояние. Но если автомобиль имеет больший пробег, менять рабочий состав нужно обязательно, чтобы продлить жизнь технически сложному узлу.
Также нужно учитывать, на каком масле эксплуатируется коробка. «Более новые» модели, год выпуска которых выше 1995, обычно работают на синтетическом или полусинтетическом масле. Они в состоянии выдержать пробег в 100 тысяч км до первой замены. Однако ранние версии АКПП смазываются минеральными составами, требующими замены каждые 30–40 тысяч км пробега.
Как изнашивается масло в коробке
Любая жидкость для автоматической трансмиссии со временем начинает терять свои свойства. В первую очередь, это происходит из-за ее перегрева во время активной эксплуатации. Ухудшают смазывающие свойства микрочастицы, которые образуются в результате работы фрикционов и гидротрансформатора. Среди продуктов износа коробки можно также отметить частицы износившихся подшипников.
В ситуации, когда автомобиль долго стоит на паркинге или практически не эксплуатируется, естественные продукты износа коробки смазывающему составу не страшны, как и перегрев. Однако нужно учитывать, что любое масло с возрастом утрачивает свои качества, даже если не испытывает нагрузки. Со временем теряет свои свойства основа лубриканта, разрушаются присадки, которые задают вязкость и отвечают за защиту от задиров.
Как часто менять
Периодичность замены состава во многом зависит от условий эксплуатации. Если автомобиль активно используется под нагрузкой (например, с прицепом), часто стоит в пробках и регулярно ездит на высоких скоростях, то жидкость нужно менять раз в 30–40 тысяч км. Если езда не предполагает серьезных нагрузок — раз в 50–60 тысяч км.
В случае, когда автомобиль практически не выезжает, лубрикант все равно придется менять. Из-за регулярного контакта рабочей жидкости с разными загрязнителями, перепадов температуры, состав теряет свои свойства. Как отмечают производители масла для АКПП, срок службы рабочей жидкости составляет 5 лет.