Новый российский автомобильный бренд Evolute громко заявил о себе в марте. Тогда стало известно, что компания «Моторинвест», Минпромторг РФ и правительство Липецкой области подписали инвестиционный контракт, согласно которому Липецкий моторный завод в течение 11 ближайших лет выпустит более 242 тысяч электромобилей под этим брендом пяти разных моделей. При этом предполагается достичь высокого уровня локализации производства, который превзойдет даже уровень локализации Lada Granta.
Одна из пяти моделей, которые будут выпускаться под маркой Evolute, — это компактный седан i-Pro, премьера которого состоялась недавно в Москве. Но оказалось, что Evolute i-Pro — это фактически повторение дебютировавшего в 2017 году в Китае Dongfeng Aeolus E70. Этот автомобиль является электрической версией модели Dongfeng Aeolus A60 (выпускается с 2012 года), а та в свою очередь произошла от хорошо известного в России Nissan Sylphy поколения G11 — он же Nissan Almera тольяттинской сборки (выпуск прекратился в 2018 году).
Длина Evolute i-Pro — 4680 мм, ширина — 1720 мм, высота — 1530 мм, колёсная база — 2700 мм, объём багажника — 502 л. Ёмкость батареи — 53 кВт·ч, её полного заряда хватит в реальности на 300 км. До 100 км/ч электроседан разгоняется за 9,5 с, максимальная скорость — 150 км/ч.
В базовое оснащение автомобиля входят две подушки безопасности, ESC, кондиционер, задние датчики парковки и 17-дюймовые литые колёса. Цены и комплектации Evolute i-Pro пока не объявлены. В Китае Dongfeng Aeolus E70 стоит около 145 тыс. юаней или 1,3 млн рублей в переводе по текущему курсу.
Таким образом, Китай начал продвигать на российский рынок свои электромобили фактически под российским брендом. Вероятно, это такой маркетинговый ход в надежде попытаться обойти все еще присутствующее в нашей стране скептическое отношение к китайскому автопрому.
Однако это отношение во многом от незнания и инерции мышления. На самом деле Китай — мировой лидер в производстве машин на альтернативных источниках энергии, в основном электромобилей. КНР выпускает больше всех в мире автомобилей — ежегодно до 23 млн штук, подавляющая часть реализуется внутри страны. Китайский автопром стремительно развивается, улучшая качество и технические характеристики продукции, наступая на пятки мировым мэтрам автоиндустрии. Но превзойти их пока не удается. Но в том, что касается электромобилей, то тут Китай изначально нацелился на технологическое и потребительское лидерство и завоевание мирового рынка. Сотни стартапов разрабатывают все новые модели электрокаров, строятся все новые заводы по их выпуску. Китай активно заходит с этой продукцией на европейские рынки. К концу прошлого года КНР выпустила 7,8 млн электро- и гибридных автомобилей. Это больше, чем США и Европа вместе взятые. А китайская компания BYD опередила по выпуску Tesla. Между прочим, с конвейеров заводов Тесла в Китае только что вышел миллионный автомобиль. И американцам приходится работать в условиях жесткой конкуренции с китайскими производителями электромобилей, которые освоили все технологии в этой сфере и лидируют по многим позициям.
В частности Китай стал крупнейшим в мире производителем главного элемента такого автомобиля — электроаккумуляторов. Среди 10 крупнейших мировых производителей аккумуляторов в 2021 году 6 китайских компаний, а лидирует китайская компания CATL. В апреле этого года CATL получила лицензию на производство для своего первого зарубежного завода в Германии, и ожидается, что первая партия аккумуляторов сойдет с конвейера к концу текущего года. Европейские автогиганты BMW и Volkswagen, а также Tesla, у которой есть завод в Германии, — потенциальные клиенты зарубежного завода CATL. Другие китайские производители аккумуляторов также открыли или готовы открыть свои заводы в Европе и США для локализованного производства.
Бурными темпами развивается инфраструктура для этого транспорта: пункты зарядки, сервисы по обмену батарей. В Китае более 3,5 млн точек зарядки электромобилей по всей стране — это больше, чем в три раза превышает их число в Европе. С Россией и сравнивать нечего. Все это нам лишь предстоит строить.
А каких только льгот нет для владельцев авто на альтернативных источниках энергии: компенсация части стоимости, бесплатный госномер (в большинстве случаев за него надо платить), регистрация вне очереди, бесплатные парковки. Сейчас в Китае повсеместно запускаются специальные сервисы, которые учитывают использование транспортных средств без углеводородных выбросов и конвертируют сокращение углеводородного следа в бесплатный проезд в общественном транспорте, бонусы при покупках и прочие «пряники». В сельской местности владельцы автомобилей на альтернативных источниках энергии получают беспроцентные кредиты. Все это делает такой транспорт все более популярным в Китае. Продажи авто на новых источниках энергии увеличились с 12,8 тысячи в 2012 году до 3,52 миллиона в 2021 году.
Семь лет подряд Китай лидирует в мире по объему производства и сбыта электромобилей. За первые пять месяцев этого года в Китае объем производства и продаж автомобилей на новых источниках энергии превысил 2 миллиона. А например, крупнейший китайский автопроизводитель, компания BYD (логотип очень напоминает BMW) объявила о прекращении производства авто на сгораемых источниках энергии.
Принятый в КНР «План развития отрасли транспортных средств на новых источниках энергии на 2021−2035 гг.» предусматривает повышение доли таких авто в объеме продаж новых автомобилей до 20% к 2025 году. К 2035 году электрические автомобили станут основным направлением в продажах новых автомобилей.
К сожалению, все попытки создать свой электромобиль и наладить его производство в России провалились. Но, начиная сотрудничество в этой сфере с КНР, Россия имеет дело с мировым лидером.
Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»