фото: © A. Krivonosov
Названы семь советов, которые продлят срок службы роботизированных КПП
Преселективная роботизированная коробка передач представляет собой, по сути, усовершенствованную версию механической коробки, только с двумя сцеплениями, сервоприводами и управляющим блоком. От более простых «роботов» она отличается тем, что может одновременно держать включенными две передачи и дает возможность плавно переходить от одной к другой почти без разрыва потока мощности.
Роботизированные трансмиссии с двумя сцеплениями называются преселективными из-за своей двухвальной конструкции. В то время как включается, например, первая передача, блок управления уже ставит вторую передачу на другом валу. Переключение между валами происходит намного быстрее, чем смена ступеней в планетарных рядах обычных гидромеханических АКПП, из-за чего и достигается высокая эффективность трансмиссии. То есть робот выбирает передачу предварительно, а в английском языке «выбирать предварительно» — это preselect.
Изначально роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями разрабатывались для спортивных авто, участвующих в гонках, но с начала 2000-х годов их стали активно внедрять и в серийные массовые автомобили. Ранние модели «роботов» с двумя сцеплениями сталкивались с критикой от пользователей по поводу их надежности. Причем нередко проблемы возникали по вине самих водителей, которые не учитывали (или вообще не знали) специфику эксплуатации таких трансмиссий. Более того, некоторые принципы, которые хороши для «автоматов», могут оказаться вредны для «роботов». Со временем опыт использования помог выявить ключевые моменты, которые помогут увеличить срок службы роботизированных коробок передач.
Менять масло
Особенно это касается при интенсивной эксплуатации автомобиля. Специалисты советуют обновлять масло в «роботах» каждые 60 тысяч километров вместе с масляным фильтром. Также не стоит забывать менять масло в блоке управления мехатроникой. Эту процедуру лучше доверить опытному механику с нужным оборудованием.
Придерживаться спокойного стиля езды
Электроника преселективной коробки адаптируется под стиль вождения, оптимизируя переключение передач. Плавное управление газом и тормозом помогает системе более эффективно подбирать необходимую передачу, избегая лишних нагрузок на диски сцепления и трансмиссию в целом. В случае агрессивной езды с частыми резкими ускорениями и торможениями, лучше пользоваться ручным режимом переключения, хотя это не сильно снизит общую нагрузку на коробку.
Выжимать тормоз до конца
Владельцам автомобилей с роботизированной коробкой передач следует внимательно нажимать на тормоз при остановке и переключении режимов. Недостаточное давление на педаль тормоза ведет к тому, что автомобиль остается в режиме готовности к троганию с места, то есть в этом случае диски сцепления не размыкаются до конца, от чего и изнашиваются быстрее.
Включать ручной режим в пробках
Использование ручного режима в условиях пробок может быть рекомендовано для уменьшения износа и перегрева роботизированной трансмиссии. Автоматика коробки передач обычно быстро переключает передачи для экономии топлива, что может привести к частым сменам между первой и второй передачами, а это увеличивает нагрузку на весь механизм. В таких ситуациях водителям рекомендуется переходить в ручной режим и использовать исключительно первую передачу, что потенциально снижает нагрузку на коробку передач. Также отметим, что многие современные автомобили, оснащенные «роботом», как правило, адаптированы к условиям пробок и оптимизированы для работы без необходимости вмешательства водителя в процесс переключения передач.
Отказаться от пробуксовок и буксировки
Роботизированная коробка передач сильно страдает от пробуксовок — быстро перегревается и выходит из строя. Если автомобиль с «роботом» застрял в грязи или снегу, то не нужно пытаться использовать метод раскачки. Лучше всего переключить трансмиссию в нейтраль и аккуратно вытянуть машину буксиром или вытолкать. Автомобиль с «роботом» также не стоит перегружать буксировкой прицепа или другого транспорта, так как подобные нагрузки очень сильно изнашивают детали коробки.
Чаще мыть радиатор
Многие роботизированные трансмиссии имеют отдельный радиатор для охлаждения масла. Его рекомендуется промывать несколько раз в год. Дело в том, что мелкие соты радиаторов быстро засоряются, из-за чего теряется эффективность охлаждения масла, а из-за этого случаются перегревы со всеми вытекающими последствиями.
Переводить селектор в «нейтраль» во время долгих стоянок
Чтобы продлить срок службы «робота», не рекомендуется держать долго сцепление в выжатом состоянии и при долгих остановках переводить селектор в положение «нейтраль». Это позволит снять напряжение со сцепления. Напомним, что при удержании педали тормоза автоматика разводит диски и передает нагрузку на вилки. Чем дольше машина стоит на тормозе, тем сильнее изнашиваются подшипники вилки. Особенно опасно, когда водитель выжимает педаль тормоза не до конца, тогда автоматика смыкает диски сцепления и старается сдвинуть машину с места. В этом случае вся конструкция сцепления работает на износ, о чем мы говорили выше.
Чтобы исключить эти риски, рекомендуется во время остановок продолжительностью более 10–20 секунд переводить селектор «робота» в положение «нейтраль. Использование нейтральной передачи для движения по инерции (накатом) не рекомендуется, так как это не приводит к экономии топлива и может негативно сказаться на состоянии сцепления при последующем переключении обратно в режим движения (Drive).
В целом, современные роботизированные коробки передач с двойным сцеплением, несмотря на свои конструктивные особенности, которые делают их менее пригодными для тяжелых условий эксплуатации, при правильном обращении могут быть не менее надежными и удобными в использовании, как и традиционные автоматические коробки передач.