Власти РФ ввели временный запрет на вывоз бензина за пределы РФ. Как обычно, лазейку для «своих» оставили — кроме поставок в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. Туда уходят очень приличные объёмы автомобильного топлива, однако основные потоки идут в Европу. И их пока притормозили. Во всяком случае, на бумаге точно.
Нескончаемые потоки российского бензина за кордон перекрыты, но временно — до сентября. Уже осенью рост цен возобновится, впрочем, это может произойти даже раньше. Ведь запрет на экспорт нефтепродуктов в любой момент несложно отменить — прецеденты уже есть.
Мера начнёт действовать с 1 марта 2024 года, ограничения снимут 1 ноября. Но может и раньше, если нефтяные компании надавят — как это случилось осенью прошлого года.
В последнее время на АЗС наблюдается самая настоящая «ползучая интервенция» — цены медленно, но верно растут. «Народный» Аи-92 дешевле 50 рублей за литр уже практически не найти, а вот ценники на уровне 51−52 рублей, увы, становятся нормой. Чиновники делают вид, что ничего не происходит, что никакого такого подорожания нет.
«Ограничение на экспорт бензина нужны чтобы предотвратить дефицит топлива в период автомобильного сезона. Традиционно было так: 90% от производимого топлива мы потребляли внутри страны, а 10% экспортировали. Сегодня мы уже недополучаем эти 10% из-за аварии на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе. Сколько производим, столько и потребляем. И чтобы защитить наш рынок от дефицита, как превентивная мера вводится ограничение экспорта. Это, кстати, поможет скопить небольшие излишки и пустить их в оборот летом», — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
К слову: авария на НПЗ, который принадлежит «Лукойлу», случилась ещё в начале января. И «превентивные меры» стоило начать вводить именно тогда, ведь завод обеспечивает около 15% потребностей России в моторном топливе. Но тогда почему-то ничего делать не стали.
«Последние 20 лет каждый раз весной рос спрос на топливо. Связано это было как с коммерческими потребителями, теми же сельхозпроизводителями, так с ростом строек и потребления граждан. Впервые за 20 лет правительство приняло превентивные меры для стабилизации рынка, чтобы не было резких скачков спроса и цен», — говорит заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
«Безусловно, это очень эффективная мера для регулирования цен. Эффект будет заключаться в том, что оптовые цены снизятся ориентировочно менее чем до 40 тысяч рублей за тонну — то, что мы видели еще в декабре 2023 года до очередной волны роста цен на бензин и дизель. Если удастся стабилизировать оптовые цены на этом уровне, то с определенным лагом цены в рознице также пойдут вниз и перестанут расти», — отметил эксперт «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.
«Приведет ли это решение к снижению цен на бензин? Если будет падать оптовая цена, естественно, на всех заправках цена пойдет вниз. Может быть, цена не упадет, но хотя бы останется на нынешнем уровне. Потому, что если рост оптовых цен не остановить, розничная цена неизбежно начнет увеличиваться», — говорит владелец сети АЗС «Наиком» Наиль Хуббатуллин.
Очень интересен этот самый рост, который заметили и все розничные потребители, хотя и в меньшей степени. Оптовые цены необъяснимым образом выросли с 40 тысяч рублей за тонну в декабре до 48−49 тысяч рублей за тонну на сегодняшний день.
Вроде как Новый год — «мёртвый сезон» на топливном рынке — однако цены вдруг шустро попёрли вверх. Причём ещё до странной аварии на лукойловском заводе, она лишь ускорила данный процесс. На который до вчерашнего дня не было никакой реакции властей.
«Без побочных эффектов не обойтись. Во-первых, нефтяники недополучают валютной выручки, во-вторых, снижаются поступления в бюджет, поскольку нефтепродукты составляет примерно треть от экспортных продаж. В дальнейшем власти могут вновь воспользоваться таким испытанным инструментом, как топливный демпфер. Государство субсидирует производителям стоимость нефтепродуктов в случае, если цена на них на экспортных рынках выше, чем внутри страны», — рассуждает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Суверов.
То есть осенний сценарий, когда экспортные поставки в полной мере возобновились, а «демпфер» включили на полную катушку, скорее всего, повторится. И не просто так, а в ухудшенном варианте. Когда казне придётся платить ещё больше, чем сейчас, а все возможные (и невозможные тоже) преграды на пути экспорта будут сняты. То есть и нам, простым потребителям, придётся платить больше!
И если простым потребителям можно хоть на какое-то время надеяться, что бензин хотя бы перестанет дорожать — на пару-тройку недель — то промышленности и, в особенности, сельскому хозяйству не перепадёт и этого. Между тем уже в марте во многих регионах начинаются интенсивные полевые работы, от которых зависит судьба будущего урожая. То есть, по большому счёту, судьба страны.
Идёт игра, почти что игра престолов. Во всяком случае, бензоколонок точно. С одной стороны на поле брани как бы российские нефтяные компании, управляемые извне — их контрольные пакеты контролируются недружественными странами.
С другой — наши власти, в составе которых масса представителей «пятой колонны». И чиновники пока явно проигрывают. Им, как несложно догадаться, хочется невозможного. И усидеть, и выжить, и не разругаться вдрызг с «западными партнёрами» — на сей счёт почему-то ещё остались иллюзии.
Хотя напрашивается очень простой и эффективный шаг, который тут же даст Кремлю десятки миллионов совершенно честных голосов. Это национализация нефтегазовой отрасли и снижение цен на ГСМ в 5−10 раз.
С точки зрения экономики эффект также будет колоссальным. Нужно всего лишь найти нарушения в приватизации «нефтянки» — а таковых масса! — и поступить так, как сейчас сделали с металлургическими заводами в Челябинской области. Можно уложиться за неделю-другую.