фото: tarantas.news
Опасаться или можно ездить: основные мифы о бесступенчатых коробках передач
Многие автомобилисты не доверяют бесступенчатым коробкам передач, считая их ненадёжными и неудобными в использовании. Правы ли они? На этот вопрос попытались ответить эксперты портала Auto.mail.ru.
Если обратиться к истории, то эксперименты с подобными трансмиссиями начались достаточно давно, но первым массовым серийным автомобилем стал DAF 600 — модель дебютировала в 1959 году. Однако положительных отзывов коробка Variomatic не заслужила — машина была медленной, а трансмиссия оказалась и слишком непривычной для водителей тех лет, и слишком громоздкой.
Потом эту тему подхватили специалисты из Volvo, а по мере того, как вариаторы становились компактнее, ими начинали оснащать и небольшие машины. Особую популярность вариаторы обрели в Японии. Пробовали свои силы и немецкие автопроизводители. Например, Audi ставила на некоторые модели вариатор Multitronic, но впоследствии отказалась от этой КПП.
А японцы до сих пор не бросили бесступенчатые коробки — их применяют Nissan, Mitsubishi, Subaru, Toyota и даже Infiniti. Причем им, похоже, удалось победить один из главных недостатков вариаторов — невозможность передачи большого крутящего момента. Современные турбомоторы Infiniti и Subaru выдают по 350 Нм — а вариатор Lineartronic ставят даже на седан WRX.
Основное преимущество бесступенчатых коробок — гибкое изменяемое передаточное отношение. Такое решение дает возможность оптимально использовать характеристики двигателя, а также делает езду плавной, так как не нужно переключать передачи. В теории машины с вариаторами должны быть и более экономичными. Но производители применяют бесступенчатые КПП не только поэтому — в наше время вариаторы стали достаточно компактными и легкими, а массовые объемы выпуска делают их дешевле. Так что есть и экономическая составляющая.
Что касается надежности и ремонтопригодности, то, пожалуй, на фоне классических «автоматов» вариатор и правда не может похвастать выдающимися показателями надежности, но стоит отметить, что с каждым поколением в конструкцию вносят серьезные изменения. Например, сейчас на многих моделях есть гидротрансформатор, который смягчает рывки в первые секунды старта — а именно это губительно для шкивов, на них могут появляться задиры.
Ставятся и радиаторы охлаждения, чтобы вариатор не перегревался. Так что по факту продлить жизнь бесступенчатых коробок очень легко — не злоупотреблять резкими стартами, не усердствовать на бездорожье, не двигаться с долговременной пробуксовкой и менять масло в трансмиссии хотя бы раз в 60–90 тыс. км. И, к слову, это касается любой автоматической коробки.
Многим автомобилистам не нравятся вариаторы за непривычность управления — при интенсивных разгонах мотор надолго зависает на высоких оборотах, что, конечно, сказывается на акустическом комфорте. Однако все современные вариаторы уже умеют имитировать переключения при разгонах, а некоторые из них работают так, что даже опытные водители не могут поверить, что едут не на автомобиле с классическим автоматом. К тому же, в городских условиях управлять такой машиной — сплошное удовольствие: нет никаких рывков, все плавно и линейно.
Сейчас и сервисные станции, специализирующиеся на ремонте автоматических коробок, изучили самые популярные вариаторы вдоль и поперек. Поэтому бояться вариаторов не надо. Если вы не гоняете со светофоров, а предпочитаете плавную езду, то бесступенчатые трансмиссии подойдут идеально.