фото: © A. Krivonosov
Названы признаки гидроудара, а также его последствия
Обильные ливни доставляют автомобилистам много проблем. Собственники ушедших под воду машин столкнутся с дорогими ремонтами, а те, кого потопы обошли стороной, столкнулись с риском гидроудара двигателя внутреннего сгорания и его последствиями. Разберемся с признаками и причинами этого явления, а также выясним, как избежать гидроудара двигателя.
Гидроудар — это в первую очередь физический термин, который означает скачок давления в какой-либо замкнутой системе, заполненной жидкостью. Однако если речь идет о гидроударе двигателя внутреннего сгорания, то это как раз-таки резкое попадание большого количества жидкости в части мотора, которые изначально изолированы от влаги. В первую очередь речь идет о цилиндрах и камерах сгорания.
При резком попадании в эти полости большого количества жидкости во время работы двигателя происходит скачок давления, поскольку вода практически не сжимается в сравнении с воздухом или горючей смесью. Из-за этого резко происходит остановка и стопор мотора с характерным ударом. В этот момент на все подвижные кинематические детали мотора передается колоссальная нагрузка, которая приводит к поломке металлических конструкций. Причем, чем выше обороты мотора в момент гидроудара, тем плачевнее последствия от него.
Вода может попасть в работающий двигатель не только при преодолении ручьев, рек и бродов, но даже при быстром проезде по глубоким лужам или подтопленным после обильных дождей участкам дорог. Она засасывается в камеру сгорания двигателя через низко расположенный воздухозаборник. В результате двигающиеся в цилиндрах поршни наталкиваются на преграду, препятствующую их нормальной работе.
Итог от встречи автомобиля с водной преградой на дороге может быть как плачевным, так и незначительным, если повезет. Это зависит от ряда факторов. Например, от количества воды, попавшей в мотор. Чем выше скорость — тем больше влаги окажется в цилиндрах.
Основные последствия гидроудара могут быть следующими:
- Деформация вкладышей ДВС;
- Разрушение поршневых колец;
- Разрушение кривошипо-шатунных механизмов;
- Разрушение распределительных валов;
- Разрушение коленчатого вала;
- Заклинивание двигателя.
Важно также отметить, что гидроудар особенно опасен для дизельных двигателей, поскольку степень сжатия и компрессия в таких силовых агрегатах выше, чем в бензиновых. Поэтому более высокое давление и нагрузки быстрее и сильнее разрушают мотор.
Однако если заехавший в лужу автомобиль просто заглох и никакого удара водитель и пассажиры не ощутили, возможно все обойдется. Иногда от воды страдает электроника, не позволяющая завести мотор. Например, датчик положения коленвала. Когда он высохнет машина может снова поехать. Чтобы выяснить, был ли гидроудар, проверьте состояние воздушного фильтра. Если он влажный, а в корпусе не стоит вода, то возможно не все так страшно.
Если при проезде через брод или глубокую лужу автомобиль вдруг резко заглох и остановился, не заводите двигатель снова. Так как этим можно только усугубить ситуацию. Нужно сразу выключить зажигание и в соответствии с ПДД обозначить для других участников движения поломку вашего авто. После этого нужно открыть капот для осмотра силового агрегата и выяснения — был ли гидроудар. Первым делом нужно оценить состояние воздушного фильтра. Если влажный — удалите его.
Далее нужно осмотреть двигатель на предмет повреждений и свежих потеков жидкостей. Если ничего не обнаружилось — выкрутите все свечи зажигания, чтобы убедиться в отсутствии на них капель воды. Не найдя ничего критичного, «крутаните» двигатель со снятыми свечами стартером. Если не будет посторонних стуков и скрежетов, ставьте свечи зажигания на место и потихоньку своим ходом катитесь в сервис. В противном случае, если гидроудар подтвердится, то нужно ехать в сервис, но уже на эвакуаторе.
Чтобы не пришлось ремонтировать или вовсе менять двигатель после гидроудара, следуйте нескольким рекомендациям, главная из которых — не попадать в эту неприятную ситуацию. Для чего стоит избегать поездок через броды или дороги с опасными подтоплениями на машине с низко расположенным воздухозаборником. Если других вариантов нет, двигайтесь через глубокие лужи медленно, помня о месте расположении и высоте воздухозаборника над дорогой. Притормаживайте заранее, еще до контакта с водой. А набирайте скорость уже при выезде из лужи.
В случае, когда глубина лужи не критична, двигайтесь по ней вместе с остальными автомобилями. Но делайте это плавно и равномерно, чтобы не обогнать пущенный перед бампером водяной вал, который может захлестнуть капот и залить мотор. С этой же целью держите дистанцию от машин впереди и остерегайтесь волн от встречных авто.