фото: tarantas.news
Стало известно, почему в сильную жару автомобиль теряет мощность
При поездках на дальние расстояния водители часто замечают, что с повышением температуры воздуха автомобиль начинает хуже реагировать на педаль акселератора. В чем же причина такого поведения транспортного средства? С этим вопросом попытались разобраться эксперты портала «Auto.mail.ru».
Меньше кислорода
Чем выше температура, тем ниже плотность воздуха и в нем меньше кислорода. Например, если в одном кубометре воздуха при -20 градусов по Цельсию содержаться 1,4 кг воздуха, то летом при температуре +30 по Цельсию — всего 1,16 кг воздуха. Получается разница на 20% при одном и том же атмосферном давлении. Именно поэтому в жару становится трудно дышать не только человеку, но и двигателю внутреннего сгорания.
Наиболее заметно влияние температуры воздуха на мощность мотора на старых карбюраторных автомобилях. Дело в том, что система питания топливом не была рассчитана на изменение параметров смеси в автоматическом режиме. Если температурный режим менялся в течение одной поездки, например, в горы и обратно, то машина реагировала на состояние атмосферы очень ярко. Чем менее плотным становился воздух, тем тяжелее двигателю было тянуть автомобиль.
В современных автомобилях за приготовление рабочей смеси отвечает не карбюратор, а электроника, которая автоматически меняет настройки впрыска с получением так называемой стехиометрической смеси, которая при актуальных внешних условиях сгорает полностью без остатка вредных газов. В зависимости от температуры окружающего воздуха меняется и соотношения воздуха и бензина в готовящейся топливной смеси.
В пределах привычных для средней полосы температур электронный блок управления может корректировать идеальный состав, однако с наступлением экстремальной жары (выше 35 градусов по Цельсию) появляются определенные трудности. Электроника не в состоянии полностью компенсировать потери при впуске. А так как для нормального сгорания одной части топлива требуется около 15 частей воздуха, то с уменьшением его плотности кислорода не хватает.
На низких оборотах задыхающийся двигатель еще может всасывать из атмосферы необходимое количество кислорода. Однако если обороты повысить, например, до 4 тыс., то воздуха уже не хватает, чтобы справиться с нагрузкой. Блок управления двигателем, «зная» об уменьшении количества кислорода в цилиндрах из показаний данных датчика температуры и лямбда-зонда, уменьшает и подачу топлива. В результате мы чувствуем падение мощности мотора. Разгон получается медленный.
Немного лучше себя показывают турбированные двигатели. Они имеют наддув, который повышает давление в 2 раза и более, а интеркулер охлаждает проходящий во впуск воздух, делая его более плотным. Однако во время сильной жары турбомоторы все равно не могут выйти на проектную мощность. Поэтому нужно чаще прочищать радиатор интеркулера от накопившегося мусора, чтобы поднять его эффективность в жару.
Воздушный фильтр
Еще одна причина неустойчивой работы двигателя внутреннего сгорания в жару — это воздушный фильтр. Если фильтр сильно засорен, то ездить при высоких температурах опасно, так как проблема недостатка воздуха усугубляется в разы.
Кроме того, в жару начинаются проблемы с испаряемостью бензина. Топливо испаряется в баке и вновь конденсируется на стенках в ночное время. Начинаются скачки давления, которые при неисправном клапане создают противодавление в баке и препятствуют поступлению топлива в систему питания. Поэтому на старых автомобилях нужно иногда открывать крышку бензобака, чтобы выровнять давление в резервуаре. Тогда насос не будет испытывать повышенных нагрузок.