Тбилиси продолжает самым рьяным образом выполнять антироссийские санкции, на этот раз удар нанесён по поставкам подержанных автомобилей. Не напрямую, а через соседнюю Армению, у которой нет выхода к морю. Пока запрещен лишь прямой транзит «армянских» легковушек в Россию, в другие государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) их отправлять можно. Но вскоре, судя по всему, перекроют и эту лазейку.
«Грузины собираются полностью перекрыть свои границы для всех подержанных авто, следующих в РФ. Как через их страну, например, из Штатов, так и для соседей — для армян», — данной информацией в ещё в конце июня сего года с автором поделился один россиянин, сбежавший от призыва в Грузию.
Но тогда официального подтверждения данных слухов не было, да и выглядело всё довольно странно. Грузины очень хорошо зарабатывают на поставках авто в Россию, особенно если те растаможиваются у осетинов. Одно время наши доблестные чиновники начали пугать, что канал через Южную Осетию таки перекроют. Но, судя по всему, схема продолжает действовать. То есть продолжала…
Однако прямые поставки по маршруту США (реже Евросоюз) — Грузия — Южная Осетия — РФ не так уж и велики, в совокупности это всего около 1,5% от общего объёма импорта подержанных иномарок в нашу страну. А вот из Армении идёт аж целых 13%, с которых грузины, естественно, тоже имеют свой навар. Гораздо меньше, но зато вообще не прилагая никаких усилий.
Тоже стоит говорить в прошедшем времени — шло. На днях грузинские власти полностью перекрыли погранпереход Верхний Ларс для любых иномарок, следующих в РФ. Вроде как основные санкции вводятся с 26 сентября, с 1 августа — только для машин из США. Но на такое тонкости решили забить. И просто всем всё перекрыли. В первую очередь армянам.
«Экспорт и транзит легковых авто — немаловажная часть экономики Грузии. Гражданин хочет купить Mercedes. Ему его отправляют в Турцию. Через Турцию — в Армению. Дальше — в Россию. Таможенное оформление происходит в Армении, пользуясь едиными правилами. Дальше он поступает на российский рынок. То же самое делается через Казахстан, Киргизию. Не через Армению, так через другие страны поедут», — считает исполнительный директор Российской ассоциации автодилеров Вячеслав Жигалов.
А слухи да — они, увы, оказались верными.
«Сложности Грузия начала создавать ещё до 1 августа, поэтому даты не всегда соответствуют реализации конкретных шагов. Все это длится уже два-три месяца. Американские и европейские автомобили разделяли по сумме. Если стоимость до $50 тысяч, то пропускали.
С марта через Грузию уже не хотелось ничего возить. Дорогие машины доставить уже было невозможно. Кроме того, и деньги туда нормально не поступают, перечисления блокируются. Скорее всего, ситуация будет усугубляться. Логистика стала очень сложной. И, скорее всего, осень будет у нас богата нехорошими новостями, касательно санкционных товаров", — говорит учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян.
Пока на ввоз авто в Армению через порты Грузии запретов нет. Но именно что пока… Да и в Ереване всеми силами пытаются усидеть сразу на двух стульях, то есть угодить и Москве, и Вашингтону. Пожеланиям штатников в последнее время гораздо больше внимания. Аналогичный расклад по Казахстану и другим странам ЕАЭС. Нам стремительно перекрывают поставки авто. Любых!
Чем отвечает отечественный производитель, для которого соседи создают тепличные, по сути, условия? А ростом цен, как обычно!
«„АвтоВАЗ“ не планирует поднимать цены на наиболее локализованные, базовые и бюджетные версии своих автомобилей. К примеру, стоимость базовых модификаций „Лады Гранты“ так и останется ниже 700 тысяч рублей. Возможна некоторая корректировка цен по более оснащённым модификациям, прежде всего, в связи с комплектацией их дополнительными опциями, получаемыми в том числе от зарубежных поставщиков и некоторых отечественных поставщиков, которые получают субкомпоненты и сырье из-за границы», — заявили в компании.
Учитывая то, что эти самые базовые комплектации не сыскать днём с огнём, это очередной рост цен — иначе данное заявление расценить невозможно. А ещё из него понятно, что никакого импортозамещения не происходит, все эти опции, как и ранее, завязаны на «субкомпоненты и сырье из-за границы».
Между тем проблемы нарастают как снежный ком.
«В рамках своего решения о выходе из производственной деятельности в России Valeo объявила сегодня о подписании соглашения с НПК „Автоприбор“ о продаже всех производственных активов Valeo, входящих в ее подразделение Powertrain Systems в России. Завершение этой сделки зависит от получения необходимых разрешений регулирующих органов», — заявили накануне в компании.
То есть отличные сцепления Valeo и прочие их компоненты теперь не будут доступны в РФ, не станут их ставить и на конвейере «АвтоВАЗа». Практически синхронно ушла и Magna International, налицо также новые пакости от иных иностранных структур. Вроде отключения РФ от программного обеспечения Mercedes-Benz и BMW.
Что взамен? «Завтраки».
В некоем индустриальном парке «Рязанский» вроде как собираются строить завод автокомпонентов. Титаническое предприятие — аж на 220 рабочих мест, из которых половина, как обычно, менеджеры. Даже не смешно.
Где-то под Тулой когда-нибудь, наверное, тоже построят что-то подобное. Но пока даже стесняются сказать, что, где и когда. И зачем это китайцам из Haval. Зато местное руководство отчиталось. Как и рязанское.
В Свердловской области тоже планов громадъё. Но нескоро, через пару лет, никак не раньше. Раньше не имеет смысла.
Группа «Соллерс», как обычно, запускает «отвёрточную сборку» — на китайские КПП будут клеить шильдики «Сделано в России». Когда-нибудь, в светлом будущем, могут освоить литьё и мехобработку картеров. Прогресс! А в совсем счастливом грядущем всего прогрессивного человечества — и локализацию шестерёнок. Может даже и всех, но не факт.
Год назад подобные планы и отчёты тоже были, чиновники вовсю изображали бурную деятельность, вещали про развитие производства. Но ни одного нового завода по выпуску автокомпонентов, даже самого маленького, почему-то не появилось. И никто за это, как обычно, не понёс ответственности. Минпромторг, прежде всего.
Пока всё, что наблюдается в плане автомобильной промышленности — это хроники распада. Дела ноль. Причём если год назад было ещё что-то реально сделать — денег было много, некуда девать, — то сейчас у нас как бы сплошные бюджетные и иные дефициты, а все сверхприбыли от нефти-газа куда-то испарились. Плюс резко возросшая ставка ЦБ. То есть все заявления, приведённые выше — по сути ложь. Особенно показательно, что все они появилось так синхронно.
План новой индустриализации есть, имеются и ресурсы для её проведения. Специалисты тоже ещё остались, в том числе по автопрому. Пешком пока ещё не ходим, хотя до этого уже один шаг. Проблема лишь в том, что чиновники против развития экономики России. То есть против России. Значит, нужно менять чиновников.