фото: tarantas.news
Илья Плисов рассказал об актуальном положении дел на рынке моторных масел в РФ
Порядка 50-60% российских автовладельцев, менявших моторное масло на автосервисах в 2023 году, предпочитали покупать его онлайн. Такое заявление в рамках форума автобизнеса «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», организованного агентством «Автостат», сделал Илья Плисов, исполнительный директор сети Euro Auto. Корреспондент «Тарантас Ньюс» посетил мероприятие.
«Масло — это такая, простите, запчасть, которую люди могут с условностью себе подобрать, купить и привезти канистру на СТО для замены в двигателе автомобиля, — уточнил эксперт. — И с этой точки зрения, мы сильно отличаемся от европейцев. Там люди могут даже не знать, что залито в мотор — это делает СТО по своему мнению и усмотрению. В России люди более пытливые, любят выбирать. При этом, что интересно, на территории нашей страны практикуется некая религиозно сформированная приверженность брендам».
Был контрафакт — стала копия
«Последние 2 года, — продолжил Илья Плисов, — моторные масла в России стали жить совершенно по-другому, нежели раньше — они попали под самые сильные санкции». С одной стороны, многие именитые бренды официально покинули наш рынок, с другой, их продукцию по-прежнему можно найти на полках автомагазинов и на маркетплейсах. Что это за продукция, определить подчас бывает непросто.
«Мы делали контрольные закупки, равно как и коллеги из Товарно-промышленной палаты РФ, — отметил Илья Плисов. — Выводы печальные: на полках, особенно розничных, а также на рынках более 50% основных марок моторных масел — чистый контрафакт. Ну, невозможно привезти за 1700 рублей или 2300 рублей 4-литровую канистру масло 5W40 или 5W30, о каком бы приличном бренде не шла речь».
По словам эксперта, в последнее время наметился тренд — откровенные брак и контрафакт принято называть копией: «Вот, мол, у нас оригинальная канистра, а вот её копия. Всё это продаётся через WhatsApp, с задних бортов автомобилей и пр. Такие контрафакты производятся в огромных объёмах, продавцов стала уйма. Механизма с ними бороться у государства нет. Поэтому следует покупать товар у самых проверенных поставщиков и на СТО».
Конец приходит не сразу
«Что касается лояльности подхода клиента к выбору моторных масел, мы для себя сделали неожиданное открытие, — отметил Илья Плисов. — На всех семинарах открыто заявляют, мол, если вы зальёте в двигатель плохое масло, ему придёт конец. Это правда, но только отчасти. Конец происходит, но не сразу. Сначала умирает турбина, потом двигатель. Люди могут покупать и заливать контрафактное масло, не соответствующее никаким допускам, которые требует двигатель. И только на сотой тысяче узнать, что мотор «как-то подозрительно мало ходит».
Практика показывает, что предъявлять претензии автомобилист будет к чему и кому угодно — к двигателю, производителю и т. п., но только не к маслу. Чтобы не допускать подобных случаев, уверен эксперт, любой уважающий себя и потребителя автосервис должен уметь отказать клиенту использовать привезённые с собой моторные масла или любые другие запчасти. «Не нужно выбирать запчасти и масла на маркетплейсах, — предостерегает Илья Плисов. — Мы с ними пытались работать, но быстро распознавали контрафакт. Они убирали товар, а он затем появлялся в другом месте».
Что было с ценами?
Наряду с этим эксперт рассказал, как изменились в прошлом году цены на основные марки моторных масел, и результаты, по его словам, могут несколько удивить неподготовленного потребителя. Оказывается, продукты из первой пятёрки, за исключением Liqui Moly (+3%), продемонстрировали снижение стоимости. Так, по марке Castrol падение составило 12%, Shell закончил год с результатом -23%, Total -9%, Mobil -11%. Наибольшее подорожание показало масло Ravenol +20%. Российские бренды Rolf, Gazpromneft и «Лукойл» отметились показателями -7%, +7% и -14% соответственно.
По данным Lemarc, общий рынок смазочных материалов в России в 2023 году составил 1322 тыс. тонн. В бюджетном сегменте на долю российских производителей («Лукойл», Gazpromneft и Rosneft) пришлось 72%.