фото: © A. Krivonosov
Эксперты объяснили, в каких случаях двигатель внутреннего сгорания может «стукануть»
Наиболее серьезная поломка двигателя внутреннего сгорания — внезапное повреждение деталей, заканчивающееся обломом или обрывом приводов, вследствие чего чувствуется удар внутри блока или в головке цилиндров. В таких случаях водители говорят, что мотор «стуканул». Этот стук говорит о предстоящем дорогом ремонте силового агрегата. Иногда последствия от удара бывают катастрофическими и двигатель приходится менять целиком. Из-за чего же бывают такие удары? С этим вопросом разобрались эксперты портала «Auto.mail.ru».
Гидроудар
Двигатель внутреннего сгорания может «стукануть» по нескольким причинам. Одна из самых распространенных это повреждения деталей цилиндро-поршневой группы из-за так называемого гидроудара. Например, если водитель часто ездит по глубоким лужам или преодолевает брод более полуметра глубиной, вода может попасть в воздухозаборники и просочиться через фильтр в камеры сгорания.
Вместо взвеси топлива и воздуха туда заливается некоторое количество воды, которую невозможно сжать, как это происходит с горючей смесью. Поршень сдавливает воду и при достижении высшей точки своего хода жестко упирается в жидкость, раздается удар, в результате которого может погнуться шатун или пострадать другие детали силового агрегата.
Чем выше обороты двигателя в этом момент и больше мощность, тем тяжелее последствия от гидроудара. Иногда он бывает таким сильным, что поршень деформируется и его заклинивает в цилиндре. Мотор сразу же глохнет, и автомобиль остается неподвижным. Причем эта поломка сопровождается сильным грохотом, сотрясающим машину и пугающим водителя.
В некоторых случаях, при небольшом количестве воды, двигатель переживает гидроудар сравнительно без последствий. В отдельных случаях у него деформируется и искривляется шатун. В этом случае поршень отклоняется от оси симметрии механизма и при движении задевает юбкой стенку гильзы. Раздаются цокания юбки о стенки цилиндра, которые впоследствии вызывают задиры и царапины. Дополнительный признак искривления шатуна — это повышенная вибрация при работе двигателя, из-за чего силовой агрегат ощутимо трясется.
Детонации в камерах сгорания
Серьезные поломки в двигателе внутреннего сгорания могут быть не только из-за гидроударов. Иногда к ним приводят так называемые детонации, когда под высокой нагрузкой нестандартный низкооктановый бензин начинает взрываться в камерах сгорания преждевременно, порождая повышения температуры, повреждения поршней, клапанов и стенок блока.
При таких долговременных нагрузках поршень начинает плавиться, кольца залегают, а головка поршня теряет форму, перекашивается и зажимается в стенках гильзы. Коленчатый вал давит на шатун и иногда ломает его, причем обломок острым концом пробивает тонкую стенку блока и показывается наружу. Выявить назревающую поломку можно на слух. Детонация диагностируется по сильному звону внутренних деталей двигателя при работе мотора под нагрузкой.
Стучат шатуны
В списке наиболее частых и опасных повреждений мотора, которые могут привести к заклиниванию поршня, также указываются стуки шатунов в местах крепления к коленвалу. Шатунный стук появляется, когда вкладыш вследствие большой выработки приобретает люфт. Шатун начинает вибрировать, отчего рождается бряцание. Иногда под высокой нагрузкой вкладыш срывает со своего места, что приводит к резкому удару и вибрациям.
Чаще всего такая неисправность появляется при использовании некачественного моторного масла и при высоких нагрузках на двигатель. Влияют на состояние деталей и периодические перегревы. Шатунный стук может также появиться после неквалифицированного ремонта двигателя, так как болты в месте крепления головки шатуна к коленчатому валу оказываются иногда недостаточно затянуты.
Обрыв ремня ГРМ
Сильный удар двигатель внутреннего сгорания испытывает и при обрыве привода газораспределительного механизма (ГРМ). Тогда клапаны не успевают закрыться, и поршень бьет по одному из них снизу. Из-за удара ножка гнется или ломается и мотору требуется дорогостоящий ремонт. Это происходит из-за естественного износа ремня ГРМ. Качественные ремни ходят около 120 тыс. км пробега. На машинах попроще ремень служит 60−80 тыс. км. Необходимо внимательно читать инструкции по техническому обслуживанию и вовремя менять ремень.
При этом важно помнить, что вместе с ремнем ГРМ необходимо ставить новые ролики и натяжители привода. Если их не менять и эксплуатировать вместе с новым ремнем, то ролики быстро выходят из строя и начинают лязгать разбитыми подшипниками. К обрыву ремня ГРМ также приводит старая заклинившая помпа, которая имеет с ГРМ совместный привод. Насос перестает эффективно прокачивать охлаждающую жидкость, заедает, и в какой-то момент муфта заклинивается и тормозит весь механизм. Двигатель дает нагрузку, и ремень не выдерживает. Чтобы избежать проблем, необходимо присматриваться и прислушиваться к помпе. При посторонних звуках ее необходимо заменить.