фото: tarantas.news
Участники рынка рассказали, как дефицит автозапчастей отразился на стоимости сервисного обслуживания
За прошлый год автомобильные запчасти в России сильно подорожали, по некоторым оценкам, на 35-70%, при этом эксперты отрасли прогнозируют, что в 2023 году их стоимость может увеличиться еще на 10-30%. Причины все те же — инфляция, курсы валют и увеличение расходов на логистику. Подорожает ли при этом сервисное обслуживание? На этот вопрос отвечают эксперты, опрошенные порталом «Тарантас Ньюс».
«Все мы хорошо помним, как в конце минувшего года на рынке образовался дефицит ряда запчастей, — говорит Александр Роговой, мастер цеха „АвтоСпецЦентр Химки“. — До сих пор, например, сохраняется потребность в лобовых стеклах и некоторых редких узлах и агрегатах». При этом, отмечает специалист, эффективным инструментом для устранения дефицита в сегменте запасных частей стал так называемый параллельный импорт — весь 2022 год сервисные центры не ощущали нехватки комплектующих, притом, что их стоимость увеличилась (с января по июнь 2022 года цены выросли на 25–70%, в зависимости от марки и модели автомобиля.) «Это обусловлено увеличением РРЦ производителей», — добавляет Александр Роговой.
Решение проблемы рынок нашел в следующем: упомянутые лобовые стекла, а также оптика, двери, капоты, бамперы и крылья вскоре будут поставляться в Россию с заводов автопроизводителей. Правда, не тех, что размещены в Европе или Америке, а тех, что располагаются на территории Китая. По информации импортеров, первая партия оригинальных автозапчастей на российские склады должна поступить приблизительно в начале апреля 2023 года. Доподлинно известно, что в Поднебесной локализовано приличное количество производств как немецкого, так и американского и японского автопрома.
Нужен грамотный прогноз ситуации
Что касается ремонта и сервисного обслуживания, оно в России, по словам Александра Рогового, будет развиваться и дальше. «Сегодня автомобилисты не торопятся продавать имеющиеся автомобили и стремятся продлить срок их эксплуатации, регулярно проходя техническое и сервисное обслуживание, — комментирует специалист. — При этом официальные дилеры по-прежнему выполняют гарантийные обязательства. Несмотря на то, что некоторый дефицит комплектующих привел к росту цен на них, рекомендуется проходить техобслуживание в сервисных центрах официальных дилеров — это поможет избежать установки некачественных деталей».
Сергей Епихин, эксперт по гарантии и технической поддержке ООО «Сузуки Мотор Рус», имеет свое экспертное мнение: «В хорошо спланированном и сбалансированном дилерском центре дефицит запасных частей не должен отражаться на увеличении стоимости работ. Она, конечно, может увеличиться, но только на величину инфляции и только краткосрочно, т. е. пока не наладятся альтернативные способы логистики доставки запчастей».
По утверждению Сергея Епихина, руководители дилерских центров должны научиться прогнозировать свой склад запчастей, а не ждать, когда приедет владелец и обнаружит отсутствие запчастей (далее — заказ, ожидание запчастей, простой и т. д.). «Так должно быть в идеале, — говорит специалист. — Но у руководителей СТО дилерских центров прослеживается „прямая“ связь». Дилерские центры считают, что срок поставки запасных частей, по разным причинам, увеличился, соответственно, существует простой в деятельности ДЦ. При этом на заработную плату и аренду, хочешь-не хочешь, приходится тратиться, значит, необходимо увеличить стоимость работ для компенсации всех издержек».
Не повышать цены, значит, удержать клиентов
В автоцентре «Балканский», работающем с большим спектром автомобильных марок, корреспонденту «Тарантас Ньюс» ответили, что стоимость нормо-часа не повышалась с прошлого года: «Мы понимаем, в какой ситуации оказались рядовые автовладельцы, поэтому стараемся удерживать цены на приемлемом для автомобилистов уровне. Единственное, на что мы не в состоянии повлиять, так это на стоимость используемых запчастей — она постоянно растет, и мы только можем водителям дать рекомендацию: какие детали использовать можно, а с какими следует быть осторожнее».
И такой политики, согласно данным автомобильного маркетплейса Autospot, сегодня стараются придерживаться большинство игроков рынка сервисного обслуживания.