Как напоминает аналитик компании TeleTrade Владимир Ковалев, резкое снижение курса российской национальной валюты — на восемь процентов, с 76-ти до 82-х рублей за доллар, и с 11,12 до 11,98 рубля за юань, — произошло с самого конца марта до середины апреля.
«Основные последствия проявятся с некоторым лагом по времени, поскольку отразятся на ценах с учетом срока по логистике поставок. Но уже в апреле автомобили по официальным поставкам автодиллеров подорожали на два-три процента, а по „параллельному импорту“ — до десяти процентов», — указывает он, комментируя заявления отечественных автоэкспертов.
Ранее директор департамента по выкупу ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов в интервью «Известиям» сообщил, что рост курса иностранных валют к рублю оказывает прямое действие на динамику цен на российском авторынке. «На сегодняшний день курс доллара и евро по отношению к рублю растет, соответственно, увеличивается и конечная стоимость ввезенных автомобилей», — предупредил он. По его словам, в этих условиях ряд игроков рынка переориентируются — заключают контракты с китайскими производителями, ранее не представленными в России. Он пояснил, что некоторые китайские автопроизводители уже перешли при расчетах за поставляемые в нашу страну машины на юань.
Таким образом, рост юаня к рублю может оказаться даже важнее, нежели доллара, обращает внимание Владимир Ковалев: «К началу нынешнего года в России из 60-ти официальных автомобильных брендов осталось только 14, из которых 11 — из Китайской Народной Республики — Chery, Geely, Haval, Jac, Faw, Dongfeng, Changan, Exeed, Gac, Foton, Omoda. Показатели марта пока еще не показательны в силу названных причин. Но можно отметить, что по данным официальных дилеров продажи автомобилей в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года сократились на 11,4 процента, однако если сравнивать с февралем, наблюдался рост на 16 процентов».
Вместе с тем, собеседник «Свободной прессы» полагает, что увеличение цен может ограничить повышение продаж машин в апреле-мае: «Даже если рубль, как предполагается, остановит снижение, уже имеющиеся высокие курсы валют не дадут снизить цены».
По оценке аналитика TeleTrade, в целом для экономики страны в таких тенденциях есть явный негатив, поскольку сдерживается увеличение объемов хозяйства, производства в том числе отечественных марок, выручки отрасли, а, значит, налоговых поступлений.
«Спрос может сместиться в сторону подержанных автомобилей — это уже наблюдается на рынке. Так, по данным Автостата, в марте 2023 годна было продано около 500 тысяч легковых автомобилей с пробегом. Это на 17,3 процента больше, нежели за налогичный период прошлого года. И эта тенденция, вероятно, в предстоящие месяцы усилится», — подчеркивает Владимир Ковалев.