фото: tarantas.news
Водителям рассказали, почему масло в коробке передач служит дольше, чем в двигателе
Автопроизводители в руководстве об эксплуатации транспортного средства указывают, что масло в ДВС нужно менять раз в год или каждые 8-15 тысяч км пробега, в зависимости от конкретной модели авто и характеристик самого мотора. При этом в КПП рабочий состав работает ни один год. Как предписывают компании, в некоторых автомобилях лубрикант в коробке передач рассчитан на весь срок службы. Редакция сайта Тарантас Ньюс разобралась, почему существуют такие различия между смазывающими жидкостями.
Какие существуют отличия в работе лубрикантов
Трансмиссионное масло имеет существенные отличия от моторного. Помимо вязкости, оно различается по функционалу и свойствам присадок. Предназначение лубриканта для КПП — снижать трение между металлическими компонентами трансмиссии. С помощью жидкости предотвращается преждевременный износ шестерней и других частей, которые контактируют между собой. Смазывающий состав в КПП предназначен только для создания пленки, и не подвергается дополнительным высоким нагрузкам, как в ДВС.
Моторное же масло выдерживает экстремальные нагрузки. Оно работает под воздействием тяжелых температур. Сталкивается с разными причинами, загрязняющими состав. Например, выхлопные газы и частички сажи, попадая в картер, меняют свойства лубриканта. Кроме того, двигатель регулярно сталкивается с разными режимами работы — всасывает загрязненный воздух из атмосферы, прокачивает топливо, которое имеет отложения.
Масло для двигателя несет также дополнительную функцию охлаждения. Во время циркуляции жидкости часть тепла ДВС поглощается им. Однако при перегревах состав может пригорать, что будет приводить к образованию осадка в следствие разрушения присадок. Частички сажи также загрязняют лубрикант, что приводит к снижению срока службы. По этой причине к пробегу 8–10 тысяч км состав, утративший свойства, требуется заменить.
Если автомобиль практически не эксплуатируется, моторное масло по-прежнему нуждается в регулярной смене — примерно раз в год. Дело в том, что присадки, вступающие в химическую реакцию с кислородом и металлическими стенками картера, окисляются и меняют свои свойства.
Почему трансмиссионное масло меняется реже
В КПП температурные нагрузки существенно ниже. Трансмиссия редко перегревается, не сталкивается с воздействием выхлопных газов и сажи, а масло не смешивается с недогоревшим бензином. Из-за характеристик жидкости в ней медленнее происходят процессы окисления. Естественные продукты износа металлических деталей собираются в коробке значительно позже.
Особенности эксплуатации трансмиссионного масла позволяют менять его с большим интервалом по сравнению с моторным. Показатели у разных автопроизводителей расходятся, однако в среднем в автоматических КПП замена требуется каждые 40–60 тысяч км, в механических — каждые 60–70 тысяч км.