фото: tarantas.news
Эксперты рассказали, как быстро проявляется ржавчина на кузове автомобиля и как с ней бороться
Зловещее коричневое пятно на капоте. Пузырь на краске в нижней части крыла… Все это признаки того, что «железный червь» успел усердно поработать. Речь идет о беде по имени ржавчина – это естественный враг автомобиля. Портал Тарантас Ньюс выяснил, что как проявляется коррозия на кузове автомобиля и как с ней бороться.
Что такое ржавчина?
Ржавчина образуется в результате электрохимического распада металлов на основе железа. Этот распад является результатом окисления — процесса, при котором поверхностные молекулы железа вступают в реакцию с кислородом окружающей среды и образуют новую молекулу Fe2O3, иначе известную как оксид железа. Этот оксид железа и есть ржавчина.
Чистое железо окисляется не так агрессивно. Осмотрите, например, старый железный блок цилиндров, и вы увидите тонкий поверхностный слой ржавчины, при этом проникновение в металл незначительное. К сожалению, само по себе железо не является идеальным материалом для изготовления автомобильных кузовов, поэтому обычно используют стальные сплавы. Добавление небольшого количества углерода к железу позволяет получить сталь, которая значительно повышает гибкость и прочность на растяжение. Однако эта дополнительная прочность имеет свои издержки, поскольку в нее добавляются примеси, ускоряющие образование ржавчины.
Как быстро проявляется ржавчина?
Открытая сталь ржавеет с разной скоростью, это зависит от ряда факторов: компонентов сплава, толщины, условий эксплуатации стали и типа термической обработки, которой она подвергается. К примеру, многие автомобили 1970-х годов выпуска начали покрываться поверхностной ржавчиной довольно быстро. Полностью необработанная листовая сталь может проржаветь всего за несколько лет. Современная листовая сталь выходит из рулона с очень прочными покрытиями. Они дополнительно усиливаются на заводах окончательной сборки, когда свежеприготовленные кузова машин перед покраской погружают в ванны с антикоррозийными средствами.
Известная технология с алюминиевыми и магниевыми компонентами — они популярны не только из-за легкого веса, но и потому, что подвергаются коррозии со скоростью, незаметной в течение жизни человека. Однако эти металлы дороги, и в результате автопроизводители используют их предельно экономно. Легирующие элементы (никель и хром), добавляемые в автомобильную сталь, могут предотвратить появление ржавчины, но на 100% спасти от «рыжей бестии» они также не в состоянии.
А как иначе, если наши дороги в зимнее время обильно поливаются дорожной солью, которая заметно ускоряет образование ржавчины, так как увеличивает количество растворенных в воде электролитов. Когда электролиты входят в химическую реакцию, они ускоряют обмен молекулярными компонентами, что в нашем случае не есть хорошо. Вспомните хотя бы автомобили, эксплуатирующиеся в северном климате, или те, что проводят много времени рядом с океаном — гниют они гораздо чаще.
Как устранить «коричневую чуму»?
Борьба с окислением может показаться бесконечным и безрезультативным трудом. Несмотря на передовые покрытия и сплавы, разработанные химиками и инженерами, нестабильный химический состав железа означает, что оно всегда будет подвержено коррозии в естественной среде. В течение длительного времени железо и большая часть стали полностью распадаются на оксид железа и другие составляющие элементы. Но это не значит, что ваша машина обречена. Важно понимание того, как автомобили ржавеют, проблемных зон и того, как можно устранить эту «коричневую чуму».
Каждому автовладельцу необходимо периодически осматривать свой автомобиль на наличие ржавчины. Она образуется поэтапно, и знание того, где находится проблемное место, может помочь вам найти правильное решение. Первые признаки проблемы проявляются, как показывает практика, в трещинах и на месте царапин ЛКП. Краска разрушается из-за механических повреждений или воздействия ультрафиолета. Конструктивно поверхностная ржавчина не является большой проблемой, и ее желательно устранить, как только вы ее заприметите.
Начинают обычно с использования абразивного круга или наждачной бумаги с необходимой зернистостью: краска и коррозия зачищаются до тех пор, пока не станет виден чистый, блестящий металл. Одновременно обрабатываются прилегающие участки. Далее в работу вступают ингибитор ржавчины или преобразователь, мешающие продвижению «жестяного червя». Да, сталь может выглядеть блестящей после удаления видимой ржавчины, но в ней все еще остается некоторое количество оксида железа. Ингибиторы коррозии превращают оксид железа в химически стабильное, влагостойкое соединение, которое защищает остальной металл под ним.
После этого кистью или губкой наносится тонкий слой преобразователя ржавчины. На его высыхание уходит 15–30 минут. Затем второй слой, и вновь 30-минутное высыхание. Если получается сохранить поверхность без влаги в течение 24 часов, то можно ее загрунтовать. После этого на грунтовку наносится краска и прозрачный слой, все это полируется.