фото: tarantas.news
Российские дилеры подвели промежуточные итоги работы по параллельному импорту за первый год
Как мы уже сообщали, накануне Минпромторг РФ включил в список параллельного импорта автомобили еще 12 иностранных марок, и данный документ уже направлен на утверждение в Минюст РФ. Это означает, что дополнительная дюжина брендов вскоре будет ввозиться в страну без разрешения владельцев торговых марок.
Понятие «параллельный импорт» (ПИ) в отношении автомобилей и автозапчастей вошло в наш повседневный лексикон в апреле 2022 года. Данный инструмент пришлось легализовать в связи с решением США, стран ЕС и Японии по вводу жестких ограничений на поставки в Россию широкого перечня автопродукции. Портал «Тарантас Ньюс» решил узнать у лидеров отечественного авторитейла, что изменилось за минувший год, насколько эффективно работает схема ПИ и какие трудности есть в данном процессе?
«Поставки моделей по параллельному импорту частично позволяют урегулировать вопрос с дефицитом на рынке и способствуют наполнению дилерских складов, — говорит Алексей Стариков, зам. генерального директора по продажам новых автомобилей АГ „Авилон“. — При этом мы видим спрос на поставляемые таким образом автомобили».
За полгода работы с каналом ПИ компания «Авилон»смогла наладить процесс — ввозятся большие партии автомобилей как знакомых брендов, так и абсолютные новинки. «Основной объем ТС следует из Китая, — отмечает эксперт. — Причем мы осуществляем импорт как юрлицо, все автомобили сертифицированы и растаможены».
О чистоте сделок говорят и другие участники рынка. «Автомобили проходят полное таможенное оформление согласно законодательству, гарантия сохраняется при оформлении специальных страховых продуктов, покрывающих расходы клиента при возникновении гарантийного случая, — комментирует Владимир Желобов, директор департамента по выкупу ГК „Автодом“ и ГК „АвтоСпецЦентр“. — Мы работаем в рамках закона „О защите прав потребителей“, поэтому в соответствии с ним предоставляем гарантию на все автомобили».
Что возим, братцы?
По линии ПИ вышеназванные компании работают с сентября 2022 года. За это время были налажены поставки автомобилей преимущественно европейских брендов. На текущий момент в дилерских центрах ГК «Автодом» присутствуют автомобили Audi, BMW, Mini, Mercedes-Benz. Также осуществляются поставляются Volvo, Jaguar, Land Rover. Большинство машин поступают из стран Ближнего зарубежья и Азии.
«Параллельный импорт не решает всех проблем с нехваткой автомобилей на российском рынке, — утверждает Владимир Желобов. — На данный момент выгоднее всего ввозить кроссоверы или электромобили премиум-сегмента и класса „люкс“, у которых выше маржинальность».
АГ «Авилон», в свою очередь, ввозит больше марок, причем не обязательно премиальных. Наряду с Mercedes, BMW и Audi в страну поступают различные модели Toyota, Volvo, KIA, а также Volkswagen Bora и Jetta VA3, которые ранее не были представлены в России и относятся к массовому сегменту. Среди малознакомых нашему потребителю моделей — Volkswagen Tayron и Talagon, Voyah Dreamer, FAW B70, Hongqi H9 и Hongqi ES9.
Много электромобилей — Voyah Free, Voyah Dreamer Hybrid Top, Volkswagen ID3 и ID6, Polestar 2, Zeekr 001, Gaohe HiPhi X, BYD, Faw Bestune NAT, GAC M8. По словам Алексея Старикова, из общего объема поставляемых по ПИ автомобилей на электрические модели приходится около 10%. «В перспективе сегмент „электро“ будет расти, равно как и доля поставок. Это новый тренд на рынке: мы анализируем, какие электрокары интересны аудитории, какие модели в высоком спросе», — отмечает эксперт.
Он добавляет, что спрос на те или иные автомобили и их потенциал анализируются на регулярной основе, в дальнейшем планируется расширение перечня ввозимых брендов и моделей. Гарантия предоставляется на все автомобили из ПИ — данный вопрос проработан со страховыми компаниями, эта опция включена в стоимость ТС.
Все ли так гладко?
Есть и сложности в работе, говорят собеседники портала «Тарантас Ньюс». «Дилерский центр не может работать напрямую с официальными дистрибьюторами за рубежом, — продолжает Владимир Желобов. — Компании в Европе, США рискуют нарушить закон или попасть под санкции в случае их сделок с российской стороной. Официальные дистрибьюторы могут продавать автомобили только в своем регионе. Наши зарубежные партнеры не должны пострадать. А безопасность сделок — наш приоритет».
Также, по его словам, приходится считаться с тем, что цены на автомобили выросли, а на поставку запасных частей требуется больше времени. В том числе из-за того, что удлинились логистические цепочки.
Это подтверждает и Алексей Стариков. По его словам, в настоящее время на складах имеется порядка 95% деталей для ремонта. То есть партии оригинальных запчастей и комплектующих для гарантийного обслуживания и ремонта также поступают по линии ПИ. Если необходимая запчасть отсутствует, сроки ожидания поставки составят от 2 до 5 дней или дольше, в случае, когда деталь в дефиците на мировом рынке.